Правительство принялось менять условия Единого социального взноса
Недавно обсуждаемый законопроект, направленный на усиление налогового давления для высоких заработных плат и ввод новых правил платы и начисления ЕСВ был вынесен на заседание Кабмина. В правительстве надеются обеспечить Пенсионный Фонд десятью миллиардами гривен за счёт новой «социальной справедливости», которой, по мнению Кабмина, не хватает при уплате ЕСВ.
Предложенный Министерством соцполитики законопроект вызвал протесты и недовольство со стороны предпринимателей, представителей бизнеса. Что же их не устраивает?
Цели правительства
Ещё в первой половине 2017 года Премьер-министр Украины утверждал, что страна выйдет к нулевому дефициту Пенсионного фонда на протяжении 7–10 лет. Подобным образом он «продавливал» пенсионную реформу в Верховной Раде.
Тогда же Владимир Гройсман акцентировал внимание на негативных последствиях бездействия. По его словам, в таком случае Пенсионный фонд закончит 2018 год с дефицитом в 175 млрд гривен, а 2019 — покорив точку в 200 млрд.
Своего Гройсман почти добился — во второй половине 2017 года пенс. реформу приняли. Помогло ли это избежать сценария, описываемого Премьером? Нет.
В 2018–19 годах госбюджет расходует на Пенсионный фонд все те же 4,2% ВВП. Пропорционально цифры остались на прежнем уровне, но в абсолютном понимании выросли — в 2018 году расходы составили 139,3 млрд, в 2019 составят 166,5 млрд гривен.
Итого имеем такую картину: правительству позарез необходимы новые источники дохода для Пенсионного фонда, поскольку пенсионная реформа пока что нужных результатов не даёт.
Что хотят поменять
Минсоцполитики предложило изменения, в первую очередь касающиеся бизнесменов и тех работников, которые получают большие зарплаты.
Идея Андрея Ревы — министра соцполитики — состоит в расширении базы ЕСВ с помощью высоких зарплат и введения т.н. регрессивной шкалы расчёта единого СВ.
На данный проект в законе прописана 22-процентная уплата ЕСВ с заработной платы, размер которой не превышает размера 15 минимальных окладов, то есть не выше 55,8 тысячи гривен. Налог не затрагивает зарплаты, превышающие этот размер. Кабмин же хочет увеличить этот предел почти вдвое — до 25-ти минимальных зарплат (около 104 тысяч гривен) при сохранении текущей ставки в 22%.
Если зарплата превышает и этот размер, к ней будет применяться та самая регрессивная шкала. Ставка будет колебаться от 20 до 5%, а её размер будет зависеть от уровня з/п. Чем выше — тем ставка, соответственно, меньше.
Планируется ужесточение наказаний за неуплаты единого социального взноса. Правительство хочет вернуть криминальную ответственность за неуплату, ввести запрет на выезд из страны, а также лишать водительских прав лиц, на которых заведено подобное дело.
О несправедливостях
Мнения и ожидания тех, кто обкладывает налогами, и тех, кого обкладывают — зачастую противоположные. И этот случай не стал исключением.
Чего ждут в правительстве?
Пенсии в Украине находятся в плачевном состоянии. По состоянию на октябрь 2018 года размер средней пенсии в стране составляет около 2,5 тысячи гривен, а минимальный — 1452 гривны. В декабре планируется повысить размер минимальной пенсии аж (!) до 1497 гривен. Впрочем, согласно пенсионной реформе, следующего повышения стоит ждать уже в 2019 году.
В основу формулы ложится средняя з/п — 3764 грн, которая будет повышена на коэффициент, равный сумме половины темпа возрастания средней з/п и половины темпа инфляции.
Дефицитность ПФ при этом никуда не девается, так что для финансирования повышения нужно расширить его собственные доходы, увеличить число застрахованных лиц и узаконить занятость.
В Министерстве не забыли упомянуть и о существовании способов избежать уплаты единого социального взноса. По словам ведомства, 75% частных фирм «прописывают» среднюю з/п в размере 4000 гривен. Значительная их часть не дифференцируется в оплате труда в соответствии с должностью. Получается, что эта самая часть зарплат остаётся «в тени».
Пенсионный фонд приводит следующие данные: почти 84000 глав предприятий формально работают за минимальную зарплату. Только в столице таких около 20000. И это при официальной средней з/п в 13,6 тыс. в Киеве.
Министерство социальной политики, в свою очередь, указывает на то, что граждане с невысоким уровнем з/п уплачивают ЕСВ с её полного объёма, а более 50 тысяч работников с куда более высоким уровнем зарплаты платят только с 40% от её размера. В их числе 124 человека, чья фактическая заработная плата колеблется от 1 до 24 миллионов гривен.
Министр соцполитики отмечает два варианта.
В первом варианте, по его словам, з/п получается законным путём, и тогда платить ЕСВ можно со всей её суммы.
Во втором максимально большой объём оплаты единого социального взноса будет начисляться для уклонения от его уплаты. В этом варианте предполагается формальное получение очень большой з/п одним лицом, которое потом «делит» её между другими сотрудниками, получающими свою часть «в конверте», то есть «в тени».
Чего ждать бизнесу?
По мнению самих предпринимателей — более тяжёлой налоговой нагрузки.
Европейская бизнес-ассоциация выпустила заявление, в котором отметила недопустимость того, что де-юре направленное против находящихся в «тени» плательщиков де-факто скорее затронет именно добросовестных работников. Иными словами, говорится в заявлении, попытка детенизации ударит скорее мимо цели, причём ударит сильно.
В ЕБА считают, что происходящее — не борьба с уклонистами от уплаты налогов, а лишь видимость этой борьбы. В организации считают, что государству стоит подумать о реальных мерах, направленных именно против этих лиц, причём о таких мерах, которые минимально затронут добросовестных налогоплательщиков и не будут позволять сохранять теневые схемы в дальнейшем.
Кроме того, представители бизнеса считают, что рост размера уплаты единого социального взноса будет иметь результат в виде снижения уровня з/п, что приведёт к соответственному уменьшению военного сбора и налогообложения физ. лиц.
Мнение предпринимателей разделяют и эксперты.
По их словам, предприятия, в которые вливаются инвестиции из-за рубежа, обеспечивают намного более высокий уровень дохода своих сотрудников, чем на сто процентов украинские организации. И увеличение рубежа ЕСВ может спровоцировать отток инвестиций обратно за границу, что резко ослабит позиции многих сфер бизнеса и негативно скажется на благоустройстве граждан, соответственно, экономике страны. Эксперты предупреждают, что это спровоцирует отток высококвалифицированных кадров из страны и сохранение за Украиной репутации государства с дешёвой рабочей силой.
Другой проблемой являются частые изменения украинского законодательства. Это порождает нестабильность, а как следствие — невозможность стратегического планирования для зарубежных инвесторов.
На данный момент формы занятости, по словам эксперта, стали куда более гибкими — появился фриланс, самозанятость, работа по контракту.
Однако люди, которые обеспечивают себя через эти новые формы занятости, зачастую совершенно не защищены социально. Для них не предусмотрено вариантов выгодного кредитования или социальных выплат, поэтому нестабильная ситуация с законодательством и налогообложением ударит по ним в первую очередь.
Помогут ли Пенсионному фонду 10 миллиардов?
В Минсоцполитики свои расчёты. Согласно им, новый законопроект принесёт в Пенсионный фонд около 10 миллиардов гривен в 2019 году.
Конечно, в сравнении с имеющимися 166,5 миллиардами ещё 10 — относительно немного. Зато именно они должны стать резервом, частично благодаря которому Кабмин сможет индексировать пенсии в 2019 году. Частично — потому что только по официальным данным запланированное повышение потребует около 20 миллиардов гривен для пенсий обычных людей и 5,5 миллиарда — военных.
Конечно, в проекте бюджета на 2019 год эти деньги прописаны, но риски и вероятность форс-мажоров сохраняются, причём на достаточно высоком уровне. С этим согласны как в Министерстве, так и в Счётной палате. При этом, по мнению её представителей, риск увеличения случаев неспособности выплачивать некоторое время социальные выплаты остаётся высоким.
По словам Ревы, предложенный законопроект — не единственный вариант поиска новых источников дохода. Другим вариантом, к примеру, является возможность легализовать так называемые «евробляхи». Доходы от их легализации можно будет направить именно в ПФ. Вместе эти два источника обеспечат должный уровень доходов и будут «страховать» друг друга.
На данный момент итоговое решение по предложению Министерства соцполитики Кабинетом Министров не принято. Гройсман поручил его доработать.
Предложенное изменение подхода к уплате единого социального взноса — не всё, что было предложено вышеуказанным министерством правительству. Так, Рева предложил убрать чёткие сроки, которые давались ПФ на возвращение займов в Госказначейство. Министр хочет отменить норму, предусматривающую погашение задолженности к концу каждого бюджетного года.
Министерство финансов, в свою очередь, выступает однозначным противником данной инициативы. По мнению ведомства, нельзя допускать систематическое накопление и увеличение задолженностей Пенсионного фонда перед Госказначейством.
Вывод напрашивается один: выбранная в преддверии выборов направленность на увеличение социальных выплат, несмотря на скромные возможности экономики, нежизнеспособна без новых налогообложений, включая те, что коснутся честного бизнеса.
Нестабильная экономика и жизнь «от зарплаты до зарплаты» являются главными причинами невозможности значительной части населения создать для себя финансовую «подушку безопасности». В итоге при возникновении форс-мажорных ситуаций рассчитывать на свои средства не приходится, а значит — нужно занимать. В «ЭКО КРЕДИТ» взять кредит можно в режиме онлайн без сложных бюрократических процедур, залогов и поручителей. Базовая процентная ставка составляет 1,5%, но на первые два займа действуют скидки в 50 и 30% соответственно. Взять кредит можно на срок до 90 дней, а процедура оформления заявки и перевода средств займёт около 15 минут.
