Украина и ЕС ― общее таможенное пространство
Соглашение об ассоциации с ЕС, помимо прочего, предусматривает и внесение изменений в таможенное законодательство Украины, приближая его к европейским нормам. С этой целью парламентариями разработан законопроект №9532 «О режиме совместного транзита», который уже принят в первом чтении. Предполагается, что введение этого закона позволит ликвидировать многие бюрократические препоны и облегчить перемещение грузов между Украиной и странами ЕС.
Перспективы законодательной инициативы
Уменьшение формальностей при оформлении транзитных грузов прежде всего положительно скажется на развитии торговых отношений ― значительно снизятся сроки поставок за счёт сокращения времени на таможенную проверку. Замминистра финансов Сергей Верланов пояснил, что информация о грузах будет заблаговременно поступать к украинским таможенникам, что поможет им заранее предусмотреть необходимые формы контроля. Но для реализации такой процедуры необходимо выполнение нескольких условий:
- внедрение специального программного обеспечения, позволяющего синхронизировать работу украинских таможенных служб с европейскими коллегами;
- использование единой таможенной декларации и другой документации (в том числе гарантийной и страховой), необходимой при поставке тех или иных товаров.
Реализация этих мероприятий приведёт не только к ускорению таможенной процедуры, но и к уменьшению расходов на транспортировку, что выгодно и поставщикам продукции, и получателям товара, и грузоперевозчикам.
Что касается получателей товара и конечных потребителей, то им не всегда есть чем расплатиться за продукцию. В современных реалиях на любые цели можно получить кредит наличными без справок, поскольку задействуются более современные, лишённые устаревших формальностей способы проверки кандидатуры заёмщика.
Реалии таможенного досмотра
Поскольку в Украине и европейских странах всё ещё действуют разные правила, отправителям и получателям грузов приходится сталкиваться со множеством проблем. Документы, оформленные в одной стране, не соответствуют нормативам другой страны ― такое положение дел вызывает немало сложностей, потерь времени на получение соответствующей документации, и приводит к длительной задержке грузов на таможне.
Юрист Анна Гайдукова считает, что принятие нового закона сможет искоренить эти бюрократические явления и ускорить движение грузов между нашими странами. Однако, для присоединения Украины к Конвенции о процедуре общего транзита, необходимо не только изменить законодательство, но и на практике доказать свою готовность к такому сотрудничеству.
Для этого украинские таможенные службы должны в одностороннем порядке начать использование национального модуля программного обеспечения в рамках единой транзитной системы, применяемой другими странами по данной Конвенции. И только по истечении годового срока успешного использования такого ПО Украина сможет получить приглашение присоединиться к Конвенции.
Что изменится в таможенных правилах
Упрощение процедуры прохождения таможенного контроля будет доступно далеко не всем ― льготный режим получат только компании, имеющие безукоризненную репутацию. Только после тщательной проверки и получения убедительных доказательств благонадёжности Таможенная служба выдаст им специальное разрешение, позволяющее применять особую процедуру при ввозе или вывозе товаров.
В частности, такие компании получат возможность:
- снижать размер обеспечения гарантийной суммы на 50–70%, а в некоторых случаях ― получать освобождение от внесения гарантийных взносов;
- заполнять таможенные декларации с уменьшенным объёмом информации;
- самостоятельно пломбировать грузы специальными пломбами.
А вот тем компаниям, которые привыкли работать по «серым» схемам или пытаются провозить контрабанду, новая система существенно усложнит жизнь. Как объяснила координатор налогового и таможенного комитетов Европейской бизнес-ассоциации Наталья Артемчук, их конкурентоспособность заметно снизится на фоне легальных компаний, пользующихся льготным режимом прохождения таможенного досмотра.
Действительно, потребители начнут получать товары с гарантийными обязательствами напрямую от производителей. При этом время на все таможенные процедуры значительно уменьшится, а снижение размера финансовых гарантий или полное освобождение от них положительно скажется на стоимости доставки. Что, соответственно, приведёт и к удешевлению продукции для конечных потребителей. Таких конкурентных преимуществ контрабандисты или «серые» поставщики иметь не будут, что приведёт к потере рынков сбыта или, как минимум, к их серьёзному сокращению.
Новые правила облегчат и деятельность таможенников ― у них появится возможность автоматического контроля за движением грузов. А компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, получат дополнительный стимул для соблюдения требований законодательства. Как считает юрист Алёна Чуйко, компании будут заинтересованы в получении разрешения на льготную транзитную процедуру и сделают всё возможное, чтобы сохранить доверие таможенников.
Как новый закон отразится на ценах
Задержка грузов на таможне нередко связана с подтверждением таможенной стоимости. Некоторые компании, с целью снижения налоговых выплат, указывают заниженную стоимость перевозимых товаров. Таможенники, заметив явное несоответствие, не пропускают такой товар, что приводит к срыву сроков поставок.
Нередко задержки связаны с неправильной простановкой кодов товаров, особенно часто это встречается при комплектации разных товарных групп или при оформлении грузов из Китая. На оформление груза обычно таможенникам даётся 4 часа, но в спорных ситуациях они имеют право задерживать партию товара до 15 дней. Понятно, что скоропортящиеся товары, например продукты питания, при такой задержке потеряют всю ценность для потребителя. Поэтому поставщики соглашаются оплатить повышенные суммы пошлины, а затем подают иски в судебные инстанции, возвращая таким образом переплату.
Введение новых правил поможет решить и эту проблему. Переход в единое таможенное пространство со странами ЕС позволит украинским таможенникам автоматически подтверждать указанную стоимость товаров, уже прошедших проверку на европейских таможнях.
Однако некоторые эксперты считают, что новая система, при всей практичности и удобстве, невыгодна для наших таможенников. Но вот для потребителей она, несомненно, принесёт немало преимуществ, прежде всего потому, что украинцы смогут покупать европейские товары по более дешёвым ценам. Не менее выгоден новый закон и для бизнеса ― ускорение доставки грузов и снижение расходов на доставку позволит быстрее окупать вложенные средства и получать прибыль.
Внесение изменений в Таможенный кодекс
К сожалению, все описанные преимущества станут доступными ещё нескоро. Для реализации новой системы Украина должна присоединиться к Новой таможенной транзитной системе (NCTS), а также наладить информационный обмен с таможнями европейских стран.
Анна Гайдукова заметила, что интеграция Украины в NCTS позволит использовать единую таможенную декларацию не только со странами, входящими в Европейский Союз. Участниками Конвенции являются и другие страны, не входящие в ЕС, например, Сербия, Турция, Македония. У Украины появится возможность взаимодействовать с более чем 30 европейскими странами для быстрого и безопасного перемещения грузов.
Однако многие юристы уже заметили некоторые несоответствия положений нового законопроекта с действующим Таможенным кодексом. Необходимо ко второму чтению в Верховной Раде внести нужные поправки, чтобы избежать возможных противоречий. Алёна Чуйко предупреждает, что малейшие нестыковки в украинском законодательстве могут обернуться многочисленными судебными исками, и такая полезная инициатива по приближению к евростандартам не должна быть «похоронена» из-за юридических неувязок.
В целом, юридическую экспертизу новый законопроект выдержал «на отлично», а необходимая доработка отдельных положений должна приблизить вступление Украины в единое таможенное пространство с европейскими странами.
